С 1 марта 2025 года вступают в силу следующие Федеральные законы.
I) Федеральный закон от 28 декабря 2024 года № 500–ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступает в силу с 01.03.2025, за исключением отдельных положений).
С 1 марта 2025 года в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) уточняются размеры штрафов за административные правонарушения в случае нарушения отдельных положений, предусмотренных Федеральными законами от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ), вводятся новые составы правонарушений.
Утрачивают силу следующие статьи КоАП РФ: статья 7.29, статья 7.29.1, статья 7.29.2, статья 7.29.3, статья 7.30, статья 7.31, статья 7.31.1, статья 7.32, статья 7.32.1, статья 7.32.3, статья 7.32.4, статья 7.32.5, статья 14.6.1, статья 14.49, статья 14.55, статья 14.55.1, статья 14.55.2, статья 15.37, статья 15.40, статья 15.40.1, статья 19.7.2-
1.
В КоАП РФ вводится 6 статей, предусматривающих, в частности, ответственность за нарушение порядка планирования закупок, порядка заключения, исполнения, изменения и расторжения контракта, порядка формирования, размещения и выполнения гособоронзаказа, нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества:
- статья 7.30.1 «Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами»,
- статья 7.30.2 «Нарушение порядка заключения, исполнения, изменения и расторжения контракта»,
- статья 7.30.3 «Нарушение порядка формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа». Установлено, что за правонарушения, предусмотренные статьями 7.30.1—7.30.3 КоАП РФ, несут административную ответственность на общих основаниях: военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие спецзвания сотрудники СК России, органов внутренних дел, Росгвардии, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов,
- статья 7.30.4 «Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
- статья 7.30.5 «Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества»,
- статья 7.30.6 «Нарушение оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки установленных порядков проведения закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, закупок, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок отдельными видами юридических лиц, и обязательных торгов в электронной форме, нарушение кредитной организацией установленного порядка блокирования и прекращения блокирования денежных средств на банковском счете участника таких закупок и (или) обязательных торгов».
Уточняются виды и размеры ответственности должностных лиц за нарушения в сфере закупок товаров, работ и услуг согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ и
Федерального закона № 223-ФЗ
В связи с введением новых статей уточнены отдельные положения КоАП РФ:
1) уточнены положения по сроку давности привлечения к административной ответственности;
2) установлено, что административный штраф может выражаться в величине, кратной сумме денежных средств, подлежащих блокированию или прекращению блокирования на банковском счете участника закупок или участника обязательных торгов, а также сумме денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта;
3) установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1—3 статьи 7.30.1, частями 5—7 статьи 7.30.2 КоАП РФ рассматриваются судьями, если дело о таком правонарушении возбуждено должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по поступившим из органа муниципального финансового контроля материалам, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (данные положения регламентированы введенной частью 1.7 статьи 23.1 КоАП РФ);
4) уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти (например, ФАС России, Ростехнадзора, Федерального казначейства) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных новыми статьями КоАП РФ;
5) установлено, что руководители (заместители) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1—3 статьи 7.30.1, частями 5—7 статьи 7.30.2 КоАП РФ (кроме нарушений, связанных с закупками в сфере гособоронзаказа, а также нарушений, связанных с закупками для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к гособоронзаказу и сведения о которых составляют гостайну), за исключением случаев, предусмотренных частью 1.7 статьи 23.1 КоАП РФ, а руководители (заместители) структурных подразделений указанных органов также рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1—3 статьи 7.30.1 КоАП РФ.
6) установлено, что контрольные органы в сфере закупок рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4—9, 11 статьи 7.30.1, частями 1—4, 8 и 9 статьи 7.30.2, статьей 7.30.6 КоАП РФ;
7) введено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4—9, 11 статьи 7.30.1, частями 1—4, 8 и 9 статьи 7.30.2, статьей 19.7.2 КоАП РФ рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4—9, 11 статьи 7.30.1, частями 1—4, 8 и 9 статьи 7.30.2 КоАП РФ, совершенных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, если дело о таком административном правонарушении возбуждено прокурором;
8) уточнены полномочия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных новыми статьями КоАП РФ:
- должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4, частью 10 (в части повторного совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 7 статьи 7.30.2 КоАП РФ) статьи 7.30.2 КоАП РФ, а также составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1—3 статьи 7.30.1, частями 5—7 статьи 7.30.2 КоАП РФ, по поступившим из органов муниципального финансового контроля материалам, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в отношении закупок, осуществленных для муниципальных нужд;
- должностные лица контрольного органа в сфере закупок, его территориальных органов — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 10 статьи 7.30.2 КоАП РФ (в части повторного совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 или 8 статьи 7.30.2 КоАП РФ),
9) установлено, что должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4—9, 11 статьи 7.30.1, частями 1-4, 8 и 9 статьи 7.30.2 КоАП РФ, — при осуществлении контроля в сфере закупок.
Предусмотрены положения по порядку прекращения с 01.03.2025 находящихся в производстве дел, предусмотренных отдельными статьями КоАП РФ и неявляющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП РФ в редакции Федерального закона, а также по пересмотру вынесенных до указанной даты и неисполненных постановления о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных отдельными статьями КоАП РФ, для приведения указанных постановлений в соответствие с КоАП РФ (в редакции Федерального закона).
С 1 марта 2025 года не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями КоАП РФ, которые утрачивают силу и и не являются административными правонарушениями в соответствии с КоАП РФ (в редакции Федерального закона).
II) Федеральный закон от 28 декабря 2024 года № 501-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
В связи с изменениями КоАП РФ, которыми объединены все составы административных правонарушений в сфере гособоронзаказа в новую статью 7.30.3 «Нарушение порядка формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа», уточняются положения следующих статей УК РФ (уточнена ссылка на положения КоАП РФ):
статьи 210.2 «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»,
статьи 201.3 «Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа», статьи 285.5 «Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа», статьи 285.6 «Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа».
На основании изложенного прошу:
1) министерство финансов Тульской области:
- обеспечить (в пределах компетенции) реализацию положений Федерального закона,
- в двухнедельный срок организовать работу по внесению изменений в Закон Тульской области от 9 июня 2003 года № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» в целях реализации положений, предусмотренных частью 7 статьи 28.3 КоАП РФ,
- в двухнедельный срок проинформировать о положениях Федерального закона подведомственные учреждения (в рамках их компетенции) и органы местного самоуправления;
2) министерство по контролю и профилактике коррупционных нарушений в Тульской области обеспечить (в пределах компетенции) реализацию положений Федерального закона;
3) органы исполнительной власти Тульской области и управление делами аппарата Правительства Тульской области учесть в работе (в пределах компетенции) положения Федерального закона и в двухнедельный срок проинформировать о положениях Федерального закона подведомственные учреждения (в рамках их компетенции).